Целью воспитательной работы в ГБПОУ "Арзамасский музыкальный колледж" является создание условий для всестороннего духовного, нравственного и интеллектуального развития обучающихся, адаптированных к социальной жизни общества, обладающих правовой и социальной культурой, высокой гражданственностью, чувством патриотизма, способных решать многообразные задачи с чувством ответственности, проявляя высокие личные нравственные качества.

Наиболее актуальными являются следующие задачи воспитания:

  • формировать духовные, моральные ценности, правовую и политическую культуру;
  • формировать у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению;
  • формировать личностные качества, необходимые для эффективной профессиональной деятельности;
  • создавать условия для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
  • формировать бережное отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации;
  • поддерживать проведение традиционных мероприятий и праздников и формировать новые традиции колледжа;
  • формировать экологическую культуру;
  • развивать отношения сотрудничества студентов и преподавателей, родителей студентов;
  • развивать системы студенческого самоуправления;
  • формировать правовое сознание и стойкий отказ от совершения противоправных действий;
  • актуализировать профилактику асоциального и аддитивного поведения, правонарушений и преступлений;
  • формировать установки на здоровый образ жизни, профилактику курения, алкоголизма, наркомании.

Принципы воспитания:

  • гуманистическая направленность учебно-воспитательного процесса;
  • системный подход к воспитанию студентов;
  • преемственность воспитательных воздействий;
  • культурологическая направленность воспитания;
  • дифференцированный подход к воспитанию и индивидуальному развитию личности студента;
  • единство учебного, воспитательного, научно-методического компонентов в подготовке специалиста.


Основные направления воспитательной работы


Профессионально-трудовое воспитание

В процессе формирования конкурентоспособного и компетентного выпускника Колледжа важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание, сущность которого заключается в приобщении студентов к профессиональной деятельности и связанными с нею социальным функциям. Это специально организованный и контролируемый процесс приобщения студентов к профессиональному труду, связанный с овладением квалификацией и воспитанием профессиональной этики. Исходным принципом профессионального воспитания в Колледже является взгляд на специалиста как на интеллигента, для которого вла­дение профессией музыканта - одна из важнейших граней образованности, а главной ценностной ориентацией личности становится служение культуре.

Профессионально-трудовое воспитание — это как педагогически-организованная деятельность студентов, так и самостоятельная деятельность, которая входит органической составной частью в целое как неотделимый его элемент. Одной из важнейших характеристик конкурентоспособности выпускников Колледжа является их социальная компетентность, то есть сформированность знаний, навыков межличностного делового общения, социального имиджа, обусловленного не только особенностями личности, но и содержанием, и характером приобретаемой профессии.

Профессионально-трудовое воспитание призвано формировать у каждого студента:

  • систему знаний, умений и навыков в соответствии с государственными образовательными стандартами;
  • высокую нравственность и этику трудовой деятельности;
  • осознанное отношение к своим профессиональным достижениям;
  • индивидуальную и коллективную ответственность за выполнение учебно-профессиональных заданий;
  • организаторские и управленческие умения и навыки работы в учебном и трудовом коллективах;
  • ориентацию на дальнейшее обучение в музыкальном ВУЗе.

В этом направлении интегрированы профессионально-творческое и трудовое воспитание, формирование современного мировоззрения и системы базовых ценностей.

В ходе профессионально-трудового воспитания, по мере приобщения к профессии, решается ряд взаимосвязанных задач:

  • закрепление положительной мотивации студентов на приобретение профессиональных знаний;
  • формирование таких качеств, как трудолюбие, экономическая рациональность, профессиональная этика, способность принимать ответственные решения и другие
  • качества, необходимые специалисту в его профессиональной деятельности;
  • воспитание востребованного специалиста, подготовленного к реальным жизненным условиям, обладающего социальной и профессиональной мобильностью;
  • формирование профессиональной культуры, этики профессионального общения;
  • формирование социальной компетентности и другие задачи, связанные с имиджем и авторитетом профессии.

Для решения задач профессионально-трудового воспитания необходимо:

  • развивать профессиональную деятельность обучающихся в составе студенческих творческих коллективов, в процессе освоения видов и форм практики;
  • стимулировать профессиональную активность студентов;
  • открывать перспективу профессионального роста.


Гражданско-патриотическое воспитание

Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации, поскольку в нём формируются не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества. В настоящее время гражданско-патриотическое воспитание является одной из са­мых сложных сфер воспитательной работы, поскольку новые идеи, связан­ные с формированием представлений о преобразовании России, пока еще отчетливо не проявились и не утвердились в российском обществе.

Воспитание гражданственности предполагает формирование активной жизненной позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим, в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость такие свойства личности как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Система воспитательной работы в Колледже предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в учебном процессе и внеучебное время. К числу эффективных методов формирования гражданственно - патриотического самосознания следует отнести целенаправленное развитие у студентов в ходе обучения таких качеств, как любовь к Родине, коллективизм, высокая нравственность, толерантность, интернационализм, высокие нравст­венные нормы поведения в семье и в обществе.

Формированию гражданско-патриотических качеств обучающихся спо­собствуют ежегодно организуемые мероприятия в честь Дня Победы в Вели­кой Отечественной войне, Дня защитника Отечества, тематические классные часы, посвящённые памятным датам в истории России, посещение экскурсий, музеев и другие мероприятия.

Критериями эффективности воспитательной работы по формированию гражданственности обучающихся являются проявления гражданственности, толерантности и терпимости к другому мнению, соблюдение законов и норм общественного поведения. Патриотическое воспитание неразрывно связано с интернациональным воспитанием, так как Россия была и остается многонациональным государством.

Показателями уровня патриотического воспитания учащихся являются желание участвовать в патриотических мероприятиях, знание и выполнение социокультурных традиций, уважение к историческому прошлому своей страны и деятельности предшествующих поколений, желание защищать свою страну, работать не только для самореализации, но и для процветания Отечества.


Воспитание правовой культуры

Важным фактором развития правового государства является формирование нового, современного уровня правосознания. Воспитание правовой культуры включает профилактику асоциального поведения; безнадзорности, правонарушений и преступлений; формирование установок на здоровый образ жизни, профилактику курения, алкоголизма наркомании, профилактику экстремизма и терроризма, антикоррупционное воспитание. Формирование правосознания учащегося - сложный и длительный процесс, требующий продуманного подхода всего коллектива колледжа, готовности, желания и умения трудиться над укреплением общественной дисциплины и правопорядка в учебном заведении и обществе.

Задачи правового воспитания заключаются в повышении авторитета закона как непреложной социальной ценности, в создании у обучающихся устойчивой ориентации на правомерное поведение, в создании атмосферы неотвратимости ответственности. Реализация данного направления воспитательной работы связана с проведением специальных профилактических мероприятий: бесед о вреде курения, алкоголя, наркотиков, лекций по пропаганде здорового образа жизни, индивидуальной работы со студентами, родителями (законными представителями), распространения информации об организациях, способных оказать психологическую, медицинскую помощь при возникновении критических ситуаций.

В Колледже ведётся воспитательная работа, сочетающая различные направления профилактической деятельности, реализуются различные направления и формы работы по воспитанию правовой культуры обучающихся:

  • организационно-методическая работа с педагогическим коллективом по обеспечению приоритета воспитательных мер, направленных на предупреждение девиантного поведения обучающихся, разработка и реализация мероприятий, направленных на формирование законопослушного поведения;
  • оказание социально-психологической и педагогической помощи обучающимся, имеющим отклонения в поведении либо проблемы в обучении;
  • выявление обучающихся, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия;
  • оказание консультативной, методической помощи родителям или законным представителям в воспитании детей, формировании нравственных качеств личности, уделяя особое внимание семьям, находящимся в социально опасном положении;
  • привлечение врачей, психологов, работников правоохранительных органов и других специалистов к организации совместных мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
  • проведение специализированных занятий с привлечением медработников с целью профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения;
  • формирование необходимых знаний административного и уголовного законодательства, повышающих степень ответственности личности;
  • формирование ценностных установок студентов, вытекающих из содержания учебной деятельности;
  • информирование родителей (законных представителей) об успехах и проблемах в учебной, творческой деятельности, оказание им помощи в вопросах воспитания.;
  • организация участия студентов профессиональных конкурсах;
  • поддержка и развитие студенческого самоуправления;
  • проведение опросов, анкетирования студентов и родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры;
  • организация в Колледже практики концертной деятельности, творческих мероприятий, привлечение к этому роду деятельности студентов, требующих особого педагогического внимания.

Программно-целевое управление профилактической работой в колледже осуществляет Совет по профилактике правонарушений. С целью профилактики правонарушений среди обучающихся ежегодно разрабатывается, утверждается и реализовывается План совместных мероприятий ГБПОУ «Арзамасский музыкальный колледж» и Отдела МВД России по г. Арзамасу. Осуществляется взаимодействие с органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и правоохранительными органами.

Уровень сформированности правовой культуры обучающихся проявляется в осознании им своих прав и обязанностей, убежденности в необходимости их соблюдения и готовности реализовать их на практике.


Духовно-нравственное и культурно-эстетическое воспитание

Духовно-нравственное и культурно-эстетическое воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Воспитание и развитие высокой духовно-нравственной культуры российского ин­теллигента является важнейшей задачей в процессе становления личности. Интеллигентность как показатель нравственной и социальной зрелости человека проявляется в его образовании и культуре, честности и порядочности, неравнодушии к боли и страданиям окружающих. Подлинную российскую интеллигенцию всегда отличало высокое осознание гражданского долга и гражданского достоинст­ва, ответственности перед народом и высокая личная культура.

Задачи нравственного воспитания студентов заключаются в формировании уважительного отношения к общественному долгу, нравственной культуры и духовности, культуры общения и межличностных отношений, активной гражданской позиции, здорового нравственно-психологического климата в коллективе.

В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний, убежденности в необходимости норм морали, сформированность моральных качеств личности, умений и навыков соответ­ствующего поведения в различных жизненных ситуациях.

Культурно-эстетическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование ус­тойчивой потребности постоянного восприятия и понимания произведений различных видов искусства, проявления интереса ко всему кругу проблем, которые решаются средствами художественного творчества.

В результате эстетического воспитания должны быть сформированы способности к эмоционально-чувственному восприятию художественных произведений, пониманию из содержания и сущности. В качестве показате­лей сформированности эстетического сознания можно выделить наличие идеалов высокого искусства, умение противостоять влиянию массовой куль­туры.

Духовно-нравственное и культурно-эстетическое воспитание должно направлять сознание студента в сторону приоритета духовных интересов над материальными, интеллекту­альных над прагматическими, формировать соответствующую иерархию по­требностей, вырабатывать творческий подход к решению профессиональных и жизненных проблем.


Спортивно-оздоровительное воспитание

Спортивно-оздоровительное воспитание имеет важное значение для становления молодого специалиста. Здоровый образ жизни, личная ответственность за собственное здоровье формируется во многом системой физического воспитания в колледже.

Данное направление подразумевает совокупность мер, направленных на:

  • усвоение студентами принципов и навыков здорового образа жизни;
  • воспитание у них убежденности в необходимости регулярного занятия спортом и физической культурой;
  • сохранение и укрепление здоровья;
  • содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма.

Физическое воспитание в современных условиях нацелено на становление личностных качеств, которые обеспечат молодому человеку психическую устойчивость в нестабильном обществе. Участие в спортивных соревнованиях формирует личностные качества, необходимые для эффективной профессиональной деятельности.

Основные формы и методы реализации:

  • проведение соревнований по основным видам спорта, работа спортивной секции;
  • комплексное развитие физических и психических качеств с первостепенным учетом интересов студентов по видам спорта и системам физической подготовки;
  • проведение просветительской работы о возможностях человеческого организма, особенностях его функционирования, взаимосвязи физического, психологического и духовного здоровья человека.