Специальность - Теория музыки
Квалификация выпускника: преподаватель, организатор музыкально-просветительской деятельности
Председатель предметно-цикловой комиссии: Донцова Светлана Николаевна
Основу педагогического штата специальности «Теория музыки» представляют:
- Светлана Николаевна Донцова (председатель ПЦК «Теория музыки»)
- Эльвира Корнеевна Петри (заслуженный работник культуры, доктор искусствоведения)
- Анастасия Юрьевна Кремлякова (зав. производственной практикой)
- Татьяна Александровна Карабулина
- Ольга Сергеевна Щеголькова
Донцова Светлана Николаевна
Отделение теории музыки в Арзамасском музыкальном училище было открыто в 1971 году. Преподаватели-теоретики вели дисциплины своего профиля на общих курсах с самого открытия учебного заведения, с 1962 года. Первым и поначалу единственным педагогом была Зинаида Константиновна Иванкович (род.1936). Выпускница Горьковской государственной консерватории им. М.И. Глинки 1962 года класса О.В. Соколова, из поколения, для которых «оттепель» была частью жизни. Дипломная работа Зинаиды Константиновны была посвящена кантате Карла Орфа «Carmina Burana», произведения на тексты средневековых вагантов, содержащие смесь языческих, фольклорных и христианских мотивов, тема для 60-х г.г. очень смелая.
По распределению она была направлена в открывшееся в Арзамасе музыкальное училище, где работала 3 года. Нагрузка была большой, З.К. Иванкович вела все теоретические дисциплины. Несмотря на сложности, в училище царила дружеская и теплая атмосфера. З.К. Иванкович вспоминает: «60-е были временем бесшабашным, как в общественной жизни, так и в жизни студентов (а мы сами только что были из студенческой жизни). И интересы были широкими, разнообразными - и в музыке, и в литературе, и в кино, и в театре […]. Жизнь студенческая в консерватории была очень интересной и насыщенной. Моими друзьями были ровесники и чуть постарше из Москвы, где тогда всё "бурлило". Отношения со студентами в училище сложились тоже дружеские, как продолжение студенческих традиций».
Зинаида Константиновна Иванкович
С 1964 года штат теоретиков увеличивался. До тех пор, пока училище не подготовило собственных выпускников, окончивших ВУЗы и возвратившихся работать в родной город, коллектив отделения теории музыки состоял из молодых специалистов Горьковской государственной консерватории им. М.И. Глинки, работавших по распределению. Это Светлана Макаровна Шошина, Светлана Анисимовна Файн, Лариса Григорьевна Гребенкина.
Светлана Макаровна Шошина
Учебный процесс в 60-е годы был тесно связан с просветительской работой в городе и близлежащих районах. Лекции-концерты, тематические беседы о музыке были частью т.н. «общественной» нагрузки преподавателей и студентов. Согласно протоколам педагогических советов, с участием теоретиков в течение учебного года проводилось свыше 20 подобных мероприятий в организациях и на предприятиях города и района.
Приказ №77 Горьковского областного промышленного управления культуры «Об оказании методической помощи музыкальным и художественным школам» 1964 года создал долголетнюю систему оказания методической помощи ДМШ. Многие школы и поныне сохраняют множественную преемственность на методическом, творческом, личностно-профессиональном уровнях.
С 1964-1965 учебного года согласно Приказа Министерства высших и средних специальных учебных заведений от 04.07.1961 № 207), в училище появились предметно-цикловые комиссии (ПЦК). В связи с тем, что теоретическое отделение как самостоятельное подразделение еще отсутствовало, одна из ПЦК под руководством З.К. Иванкович объединила теоретические и хоровые дисциплины.
Приемные экзаменационные требования к поступающим на теоретическое отделение, которое впервые приняло учащихся на 1971-1972 год, были следующими: сольфеджио (письменно и устно); музыкальная литература (письменно и устно); фортепиано (в объеме не менее 5 класса ДМШ: этюд, полифония, крупная форма, пьеса)».
Первыми студентами-теоретиками стали выпускники музыкальных школ Арзамаса, Горьковской и Владимирской областей. В 70-е годы на теоретическом отделении начали работать педагоги, оказавшие большое влияние на формирование традиций преподавания, методической базы отделения теории музыки. Это Татьяна Всеволодовна Воробьева, Алла Алексеевна Евдокимова, Наталья Всеволодовна Фируллина, Роня Иосифовна Меерова, Ефим Исаакович Хазин.
Ефим Исаакович Хазин
В 80-е годы коллектив отделения пополнялся нижегородцами, которые на долгие годы связали свою трудовую жизнь с училищем. Это Евгения Викторовна Райгородская и Любовь Валентиновна Павлова.
Евгения Викторовна Райгородская
Ко второй половине 70-х г.г. сложился высокий уровень подготовки студентов-теоретиков, что обусловило возможность их поступления на историко-теоретические факультеты в вузы страны. Среди студентов, окончивших теоретическое отделение в Арзамасе и поступивших на профильный факультет консерваторий – Эльвира Корнеевна Петри, Ирина Владимировна Терехина, Владимир Васильевич Суматохин, Альбина Николаевна Соседкина, Ирина Николаевна Авдошина, Мария Михайловна Каллистова, Светлана Николаевна Донцова. После окончания учебы все они пришли преподавать в аlmamater. Именно это новое поколение музыковедов обеспечило стабильность существования теоретического отделения, его новые достижения и пути развития с 90-х г.г. по настоящее время. В 90-е пришло еще одно поколение специалистов: Надежда Дмитриевна Федяинова, Ольга Сергеевна Щеголькова, Юлия Юрьевна Быстрова. В 2000-е – Татьяна Александровна Карабулина, Анастасия Юрьевна Кремлякова, Наталья Николаевна Бечина, Иван Александрович Яшенков, Михаил Юрьевич Бурцев.
Музыкально-теоретические дисциплины за время существования учебного заведения преподавали более 50 специалистов со специальным высшим образованием, некоторые из них - В.Н. Сыров, Н.А. Молодова, А.А. Евдокимова –преподаватели Нижегородской консерватории, работали также Л.Л. Крылова, Г.А. Шилова, Н.Н. Агеева, Т.П. Коростелёва, Н.Б. Лашкова, Л.В. Бельёва, М.Б. Хейфец, Е.Е. Воробьев.
В разные годы ПЦК «Теория музыки» возглавляли С.М. Шошина, Л.Г. Гребенкина, Е.И. Хазин, Э.К. Петри, Л.В. Павлова, И.Н. Авдошина, Ю.Ю. Быстрова, С.Н. Донцова.
Большинство преподавателей специальности «Теория музыки» - представители нижегородской музыковедческой школы, основателями которой являются В.М. Цендровский и О.В. Соколов, окончившие классы выдающихся московских музыковедов И.В. Способина и В.А. Цуккермана.
Начиная с 90-х г.г. деятельность отделения «Теория музыки» обрела многовекторную направленность. Ярко обозначились научная, методическая, просветительская, творческая сферы. Появились регулярные формы работы, о которых уже можно говорить как об устойчивой традиции этой специализации в колледже.
Всероссийская олимпиада по предмету «Теория и история музыки» (ННГК им. М.И. Глинки, 2016 г.)
А.Ю. Кремлякова, С.Н. Донцова, Е. Смирнов, Н. Базанова, Ю.Ю. Быстрова
Основу педагогического штата специальности «Теория музыки» представляют: С.Н. Донцова (председатель ПЦК «Теория музыки»), Э.К. Петри (заслуженный работник культуры, доктор искусствоведения), А.Ю. Кремлякова (зав. производственной практикой), Т.А. Карабулина, Ю.Ю. Быстрова.
Ю.Ю. Быстрова
А.Ю. Кремлякова
Т.А. Карабулина
Методическая работа
Преподаватели ведут плодотворную методическую работу: проводят открытые уроки, мастер-классы, составляют рецензии и отзывы на методические программы и разработки преподавателей ДМШ и ДШИ. Ежегодно проводятся мероприятия, нацеленные на взаимодействие с преподавателями музыкальных школ. Это теоретические олимпиады, конкурсы исследовательских, мультимедийных работ для школьников, научно-практические конференциии педагогические чтения, конкурсы методических работ для преподавателей, в их числе Всероссийский конкурс методических работ «MUZIC PEDAGOGIQUE», Открытый Всероссийский конкурс «Исполнитель-исследователь» учащихся ДМШ, ДШИ и профессиональных образовательных организаций, проводящиеся при поддержке ГБУ ДПО НО «Учебно-методический центр художественного образования». Преподаватели участвуют в качестве членов жюри на конкурсах, организованных школами.
Большая работа проходит по ежегодной модернизации содержания рабочих программ в их практической части. Ряд дисциплин специального цикла являются специфическими и присутствуют лишь в учебной программе теоретиков: это полифония, современная музыка, современная гармония.
Для промежуточной аттестации по всем дисциплинам специального и общепрофессионального цикла разработаны формы тестирования, контрольно-измерительные материалы в соответствии с ФГОС; собран большой корпус подборки современной литературы и сайтов для развития профессиональных навыков молодых музыковедов.
После успешной защиты ВКР.
Научные руководители дипломных проектов Ю.Ю. Быстрова, С.Н. Донцова, Э.К. Петри
с выпускниками 2021 г. Т. Кулаковой, О. Мерзляковой, Т. Новгородовой
Научная работа
Научной работе в колледже отводится важная роль, и теоретики в силу специфики своей профессии занимаются ею особенно активно. Ее основы заложила Эльвира Корнеевна Петри - доктор искусствоведения, Заслуженный работник культуры РФ.
Эльвира Корнеевна Петри
Э. К. Петри - постоянный модератор всероссийских и международных научных конференций (Москва, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Самара, Тольятти, Тамбов и др.), член «Комиссии по изучению творчества Гёте и культуры его времени» Российской академии наук.
Опыт педагогической, методической и научной работы преподавателей колледжа нашел отражение в методических сборниках «Вопросы музыкального образования», изданных в 2003, 2007, 2012 г.г. На Всероссийской книжной выставке в 2009 г. второй выпуск «Вопросов музыкального образования» (ред. Э.К. Петри) признан «Лучшим учебно-методическим изданием в отрасли» и награждён Дипломом лауреата.
Преподаватели поддерживают активные творческие контакты с ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки». На протяжении несколько лет преподаватели Ю.Ю. Быстрова, С.Н. Донцова принимали участие в работе в жюри Всероссийской олимпиады по предмету «Теория и история музыки» (Н. Новгород). Э.К.Петри – постоянный член жюри конкурса исследовательских работ научного общества учащихся «Эврика» и Всероссийской теоретической олимпиады (Н. Новгород). С 2020 г. Э.К. работает в Нижегородской государственной консерватории в должности научного сотрудника, доцента.
Научно-методический дуэт Ю.Ю. Быстровой и С.Н. Донцовой – лауреаты ряда всероссийских конкурсов работ в сфере музыкального образования. Преподаватели Э.К. Петри, Ю.Ю. Быстрова, С.Н. Донцова, И.А. Яшенков, М.Ю. Бурцев, регулярно публикуют методические и научные работы. Среди публикаций последних лет:
- Быстрова Ю.Ю., Донцова С.Н. К вопросу оптимизации преподавания дисциплин музыкально-теоретического цикла в СПО // Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодёжи». – Чебоксары, изд-во ЧГИКИ, 2020.
- Быстрова Ю.Ю., Донцова С.Н. «История о титулярном советнике с продолжением» // Сборник научных статей IV Всероссийской научно-практической конференции «Культура, искусство, образование: история и современность». – Ульяновск, 2020.
- Петри Э.К. Ф. Шуберт. «Прекрасная мельничиха»: к проблеме восприятия «чужой» культуры // Романтизм в контексте современной культуры. К 220-летию Франца Шуберта. Коллективная монография. – СПб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. 2020.
- Быстрова Ю.Ю., Донцова С.Н. Межпредметные связи в специальных дисциплинах // конкурс «Современные педагогические инновации», I место. Сборник статей Международного научно-методического конкурса, Петрозаводск 2020.
- Петри Э.К. «Картина мира в детских альбомах П. Чайковского и Т. Лака». //Актуальные проблемы высшего музыкального образования, №2, Н. Новгород, 2021.
Яшенков И. А. Оперное творчество С. М. Слонимского как жанровый и культурный диалог журнал // "Музыкальное образование и наука" № 2 (15), Н. Новгород, 2021. - Бурцев М. Ю. Эдуард Ганслик о содержании в музыке: диалог критик и науки// "Музыкальное образование и наука" № 2 (15), Н. Новгород, 2021.
Петри Э.К. «Самюэл Пипс – английский меломан далёких времён»//Актуальные проблемы высшего музыкального образования №4, Н. Новгород, 2022. - Быстрова Ю.Ю. К вопросу о пребывании Шаляпина в Арзамасе // Сборник ХII Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Диалоги о культуре и искусстве», Пермский государственный институт культуры, 2022 г.
- Петри Э.К. «Франц Лист «Ленор»: сюжет, композиция, драматургия мелодрамы» //Актуальные проблемы высшего музыкального образования №4, Нижний Новгород, 2022.
Несомненным плюсом работы отделения является вовлеченность студентов в профессиональную деятельность с самого начала обучения: это проведение заседаний НСО, участие в научно-исследовательских проектах, проведение лекций и концертов, подготовка сценариев мероприятий. Наши учащиеся быстрее овладевают навыками работы с различного рода текстами, культурой речи; прививается умение мыслить, логически обосновывать, аргументированно вести диалог и другими качествами, необходимыми в профессиональной деятельности педагога-теоретика, музыковеда.
Заседание НОУ. Доклад читает доктор искусствоведения Э.К. Петри. Модератор С.Н. Донцова (2017 г.)
Большую роль в подготовке лауреатов играют внеклассные и нестандартные творческие формы работы, которые активно применяют в своей практике С.Н. Донцова и Ю.Ю. Быстрова.
Студенты теоретического отделения ежегодно одерживают победы в серьезных профессиональных конкурсах. Наиболее авторитетные среди них:
- Конкурс исследовательских работ НОУ «Эврика», (Нижний Новгород);
- Всероссийская олимпиада учащихся музыкальных колледжей (Нижний Новгород, ННГК им. М.И. Глинки);
- Международная музыкальная олимпиада по предмету «Музыкальная педагогика и исполнительство. Фортепиано» (Нижний Новгород);
- Всероссийский с международным участием конкурс научных работ (Уральская консерватория им. М.П. Мусоргского, Екатеринбург);
- Всероссийский конкурс им. Е.А. Ручьевской по анализу музыкальных произведений (Санкт-Петербургская консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова);
- Всероссийский творческий конкурс по музыкально-теоретическим дисциплинам имени Д.А. Блюма для студентов средних специальных учебных заведений (ФГБПОУ «Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского», Москва);
- Международная конференция-конкурс научных работ учащихся, студентов и аспирантов «Этномузыкология: история, теория, практика» (Кафедра этномузыкологии, Фольклорно-этнографический центр им. А. М. Мехнецова Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова);
- Международный конкурс молодых музыкантов им. Д.Б. Кабалевского, Самара;
- Всероссийская олимпиада на лучшую письменную работу по музыкальной литературе (Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова);
- Всероссийская олимпиада профессионального мастерства обучающихся по профессиям и специальностям среднего профессионального образования (РАМ им. Гнесиных, Москва).
Творческая, просветительская, внеклассная работа
Мероприятия, организованные ПЦК «Теория музыки», пожалуй, наиболее многочисленные. В первую очередь это многообразные формы практики, где студенты-музыковеды формируют профессиональные компетенции и навыки. Курирует это направление А.Ю. Кремлякова. Среди мероприятий – лекции-концерты в школах и детских садах, сценаристика и ведение внутренних мероприятий, выпуск листка критика и др.
Не только для теоретиков, но и для исполнительских специальностей преподаватели организуют конкурсы, повышающие интерес и мотивацию к освоению дисциплин музыкально-теоретического цикла:
- конкурс на подбор аккомпанемента,
- конкурс задач по гармонии,
- конкурс вокальных ансамблей по сольфеджио,
- конкурс по пению с листа,
- викторины «30 оперных увертюр», «50 оперных арий»,
- конкурсы музыковедческих эссе,
- конкурс «Музыкальные термины» и др.
Ежегодно проводится концерт учащихся класса композиции.
Музыковеды стремятся широко исследовать мир окружающих их художественных явлений. Совместные походы и поездки на концерты симфонической музыки, в оперный театр, творческие встречи на фестивалях – часть формирования в профессии. Статьи о музыке и музыкантах Ю.Ю. Быстровой, Э.К. Петри регулярно появляются в СМИ г. Арзамаса и на сайте колледжа. Преподавательский состав теоретического отделения сплоченный и опытный. Многие награждены грамотами и благодарственными письмами Министерства культуры Российской Федерации и областного методического кабинета.
Встреча с журналистом-музыковедом Артемом Варгафтиком, Нижний Новгород (2017 г.)
97% студентов теоретического отделения по окончании колледжа поступают в различные профильные вузы страны. Многие из них в дальнейшем продолжают трудовую деятельность в самых разных направлениях: преподаватель музыкальной школы; преподаватель общеобразовательной школы; руководитель детского музыкального театра, сотрудник музыкальных музеев, архивов и библиотек. Разработка и внедрение развивающих музыкальных программ, методическая и научно-исследовательская работа, музыкальная журналистика – все это сферы деятельности выпускников отделения теории музыки. За годы работы теоретического отделения было выпущено более 180 специалистов, успешно работающих в России и за рубежом.
Охватывая взором замечательные достижения нашего отделения за прошедшие годы, мы надеемся, что будущие поколения теоретиков продолжат славные традиции и, возможно, впишут новые страницы в историю Арзамасского музыкального колледжа!